Выставка Леонида Тишкова: «Сто лет неодиночества»

     В последний день лета, в музее Москвы, открылась выставка старинных фотографий из архива Леонида Тишкова, под названием «Сто лет неодиночества», а 27 сентября состоялось открытое интервью. Поделюсь своим мнением и фотографиями о выставке.

     Прежде, стоит признать, что выставка, состоящая только из постановочных фотографий (коллективных), как правильно сказал сегодня Леонид: "те фотографии, где нет "почерка" фотографа и главного героя", это - настоящий вызов! Вызов всему фотографическому сообществу России. Ни один выдающийся фотограф не устраивал подобных выставок и не относится к групповым фотографиям с таким трепетом, как это делает Леонид.

     На мой взгляд, Леонид, на собственном примере показал как необходимо ценить коллективные фотографии, вглядываться в них, и с каждым разом черпать из них новую информацию.

     С первого взгляда, подобного рода фотографии могут быть интересны только определенному кругу людей, изображенных на фото и их родственникам. Однако, в этих коллективных фотографиях, где фотограф полностью обезличен (его роль сводится к "нажатии кнопки"), каждый присутствующий человек обнажает душу. Таким образом, обойдя все фотографии по первому кругу, второй заход будет отличаться практически кардинально, взгляд будет фокусироваться на новые детали а мозг додумывать сюжетные линии, строить догадки о жизнях тех людей того времени.

     Одна женщина чуть было не признала отца на одной из фотографий архива Леонида. 

     Заговорив о времени, необходимо выделить, что фотографии были сделаны в тот период, когда фото-техника только-только стала появляться. Взглянув на некоторые фотографии, можно обнаружить причудливую позу, вытаращенные глаза или взволнованное лицо, свидетельствующее о том, что фотографируют человека впервые за всю его жизнь.

    Проблема утраты ценности к коллективным фотографиям, к которой привлек внимание автор выставки, близка и мне.

     В августе мне довелось побывать в заброшенной деревне, где люди покинули пригодные к проживанию дома. Раньше в деревнях было принято в большую рамку со стеклом, висящую на стене, вставлять фотографии родни и близких. В этой деревне, практически в каждом доме, рамки с фотографиями так и остались висеть на стенах.

     Приятно было встретить на выставке Марину Москвину, она познакомила всех со своим родственником, запечатленном на фотографии из семейного архива. 

     Раньше, когда фотографии печатали при красном свете, а проявителем и фиксажем сокращали жизнь эмалированной ванне, было принято дарить фотографии, сейчас такая традиция беспардонно утеряна, я надеюсь, что все еще вернется, и к фотографии будут относится с тем же трепетом и любовью, с которой относится Леонид Тишков.

     Текст и фотографии: Шинкаренко Александр 


Яндекс.Метрика